Вегето висцеральный синдром у новорожденных лечение

Лечение

На сегодняшний день возможности медицинской диагностики настолько велики, что позволяют выявить любые отклонения на очень ранних сроках. Это дает возможность провести необходимое лечение еще в первые месяцы жизни ребенка, когда патологический процесс еще обратим.

Обусловлено это тем, что способности детского организма к восстановлению на этом этапе жизни очень высоки.

Именно в этот период нервные клетки мозга еще могут дозреть и заменить те, которые были поражены гипоксией. И даже самые незначительные проявления вегето-висцерального синдрома требуют соответствующего лечения, что позволит предотвратить развитие осложнений для здоровья новорожденного в дальнейшем.

Медицинская помощь деткам с подобными нарушениями оказывается в три этапа:

  • На первом этапе медицинские мероприятия проводятся еще в родильном доме. В данном случае речь идет о восстановлении и поддержании функций жизненно – важных органов, нормализации метаболических процессов, а также о терапии синдромов, свидетельствующих о повреждении центральной нервной системы, например, судорог.
  • На втором этапе малышей переводят в отделение патологий у новорожденных и недоношенных либо в детское отделение неврологии, по завершению лечения в которых осуществляется переход на третий этап.
  • На третьем этапе ребенка выписывают с индивидуальным планом наблюдения в течение первого года жизни. На этом этапе огромное значение имеют немедицинские методы реабилитации, включая массаж, импульсные токи, лечебную гимнастику и т.п.

Важно! Если малыша выписали домой, и имеют место нетяжелые формы поражений ЦНС, то родители должны обеспечить ребенку лечебно-сберегательный режим в период обострения патологии. Не менее важное значение имеет и правильное питание, которое может стать мощным толчком к восстановлению здоровья ребенка.

Ноотропы

Препараты, которые улучшают мозговую активность, повышают эффективность работы нейронов. Благодаря этому улучшается память, ребёнку становится легче запоминать тексты и усваивать школьные темы. Дети становятся более организованными, повышается любознательность.

Яркие представители этой группы:

  1. Пирацетам. Назначается при головокружении, головных болях. Способствует улучшению памяти. Разрешён детям с 1 года.
  2. Винпоцетин. Имеет сосудорасширяющее действие. Способствует обогащению мозга кислородом. Лучше назначать подросткам с 12 лет.
  3. Фенибут. Его очень любят назначать неврологи при заиканиях и тиках. Обладает ярким седативным эффектом.
  4. Пантогам. В его основе — витамин В15. Препарат обладает достаточным седативным эффектом, улучшает работу мозговых структур. Разрешён детям всех возрастов.
  5. Церебролизин. Улучшает запоминание, обучаемость. Используется при неврологических заболеваниях, обусловленных повреждением мозговых структур. Возможно применение с рождения.

Анастасия, 45 лет: «У моей дочки в 11 лет начались непонятные жалобы — головные боли, головокружения. На физкультуре не могла бегать, чуть ли не теряла сознание. Кардиолог назначила нам лечение — Пирацетам, а затем Винпоцетин. Через 2 недели после начала приёма всё нормализовалось, и память стала значительно лучше. Стала усваивать больший объём информации».

Их действие основано на успокоительном эффекте. Врач их назначает деткам, у которых появилась раздражительность, нервозность, школьникам в период подготовки к экзаменам. Для детей, конечно, в начале лечения лучше использовать успокоительные препараты растительного происхождения.

Препараты этой группы:

  • Глицин. По некоторым источникам, данный препарат также обладает ноотропным действием. В его основе лежит химическое соединение — кислота, благодаря которой происходит уравновешивание работы нервной системы, регулирование мозговой активности. Отсюда и улучшение памяти. Его лучше применять, положив под язык, желательно на ночь, так как глицин вызывает сонливость;
  • Магне В6. Как видно из названия, в его основе – магний и витамин В6. Обладает достаточно хорошим успокоительным эффектом. Также улучшает работу сердца, благоприятно влияет на сердечный ритм. Магне В6 можно найти в ампулах, поэтому его смело назначают деткам до года в этой лекарственной форме;
  • Персен. Препарат растительного происхождения, рекомендуется подросткам с 12-летнего возраста.

Питание

Ребёнок должен питаться полноценно три раза в день плюс два перекуса.

Особенно полезна для укрепления нервной системы и сердечной мышцы пища, содержащая калий и магний:

  • печёный картофель;
  • бананы;
  • творожные продукты;
  • орехи;
  • мёд;
  • изюм, сухофрукты;
  • крупы;
  • петрушка.

Исключить из рациона все легкоусвояемые углеводы и фастфуд — мучные изделия, колбасы, майонез, хот доги и тому прочее.

Важно! Если у ребёнка отмечается повышение давления, то следует:

  • ограничить потребление соли до 5 граммов в день;
  • употреблять больше фруктов и овощей в первую половину дня;
  • исключить маринованные, солёные продукты;
  • исключить крепкий чай, кофе.

Лучше обратиться к специалисту. Желателен при дистонии массаж воротниковой зоны. Предпочтителен курс в 10 процедур. Хорошо снимает напряжения, так как ребёнок из-за учёбы вынужден длительно сидеть, массаж головы.

Причины возникновения

Специалисты выделяют следующие группы факторов, которые могут спровоцировать поражение центральной нервной системы новорожденных детей, приводящие к вышеуказанному синдрому:

  1. Поражения гипоксического характера, вызванные кислородным голоданием в период внутриутробного развития.
  2. Поражения травматического характера, спровоцированные механическими травмами клеток головного и спинного мозга в процессе родовой деятельности и в первые часы жизни малыша.
  3. Токсико-метаболические и дисметаболические факторы, где ключевая роль отводится нарушению метаболических процессов в организме новорожденного, а также повреждениям, вызванным приемом в процессе вынашивания ребенка медикаментов, алкогольных напитков и наркотических веществ.
  4. Дисфункция центральной нервной системы, спровоцированное инфекциями, например, вирусами, бактериями и т.п.

Причины всд:

  • стрессовые ситуации, переутомления. Как правило, в школе ребёнок испытывает большие эмоциональные и умственные нагрузки. В наше время школьные уроки занимают практически всё свободное время школьника;
  • гормональные «бури». Это касается подростков с 11 — 12 лет.

    Начинается пубертатный период, когда ребёнок начинает «расцветать» и появляются эмоциональные перепады. Длятся они лет до 16;

  • родовые травмы, послеродовые осложнения. Особенно травма шейных позвонков ведёт за собой нарушения кровообращения в головном мозге;
  • нарушения регуляции центров головного мозга. Это означает, что все органы нашего организма регулируются работой нервной системы и малейшие нарушения в ней отражаются на работе внутренних органов и систем;
  • интенсивные физические нагрузки.

Может быть, некорректно рассматривать ВСД как болезнь, ведь это всего лишь скопление симптомов нарушения работы органов.

Основные жалобы:

  • головные боли;
  • головокружения;
  • шум в голове;
  • снижение способности к концентрации внимания;
  • боли в сердце;
  • предобморочные состояния;
  • повышения артериального давления;
  • понижения артериального давления;
  • чувство нехватки воздуха;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная потливость;
  • чувство онемения рук, стоп;
  • учащённое сердцебиение;
  • боли в животе.

Как мы видим из вышеперечисленного, жалобы, которые касаются нарушения работы того или иного органа, при ВСД могут быть любыми.

Грамотно выставлять диагноз «вегетососудистая дистония» у ребёнка с 5-летнего возраста. Так как к этому времени нервная система почти достигает пика своего развития.

Течение вегетососудистой дистонии может быть:

  • пароксизмальным;
  • перманентным.

Пароксизмальные (приступные) дистонии имеют следующие признаки:

  • резкое побледнение или покраснение кожи лица;
  • повышение кровяного давления;
  • учащённое сердцебиение.

Приступ может длиться от нескольких минут до 2 — 3 часов.

Наташа, 15 лет: «Впервые я испытала подобное, когда мне было 13 лет. На уроке физкультуры мне стало плохо — закружилась голова, руки стали холодными. Подружка сказала, что я сильно побледнела, стала как мука. Медработник измерила давление — 130/100. Меня сразу же отправили домой. Дома я отлежалась, и всё встало на свои места».

Частые провокаторы таких приступов — переутомление, волнение, интенсивная физическая нагрузка.

Одной из разновидностей пароксизмальной ВСД является обморок. Это когда у ребёнка резко темнеет в глазах, появляется головокружение, и он теряет сознание. При этом судорог не бывает. Ребёнок приходит в себя либо самостоятельно, либо с помощью ватки с нашатырём.

При перманентном течении симптомы дают о себе знать практически постоянно. Но выраженность их значительно меньше.

Типы всд

 Виды ВСД:

  • гипотензивный;
  • гипертензивный;
  • кардиальный;
  • смешанный.

Гипотензивный тип, как видно из названия, характеризуется сниженным артериальным давлением, то есть ниже 100/60 миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.). Кожный покров у ребёнка имеет бледный оттенок, похолодание рук отмечается вне зависимости от условий погоды. Склонность к обморокам.

Гипертензивный тип сопровождают учащённое сердцебиение, повышение давления до 170/90 мм. рт. ст., красный цвет лица, склонность к лишней массе тела, частые головные боли.

Ещё один вариант ВСД – кардиальный. Основной симптом — боли в области сердца.

Дополнительные признаки:

  • учащённое сердцебиение в покое и по ночам;
  • изменения на ЭКГ в виде аритмии, внеочередных сокращений сердца (экстрасистол);
  • перебои в работе сердца. Проявляются чувством замирания в сердце.

Смешанный тип встречается в большинстве случаев, симптомы могут варьироваться и включать всё вышеперечисленные.

  1. ВСД в большинстве случаев провоцируется чем-то. Редко симптомы возникают сами по себе.
  2. Проходит самостоятельно, стоит ребёнку успокоиться или полежать.
  3. В общих лабораторных или инструментальных обследованиях нет существенных изменений.

Что означает адекватная нагрузка? Ежедневно ребёнок должен выполнять утреннюю гимнастику. Полезны плавание, лыжи, ходьба, бег легкой трусцой, танцы.

При повышении давление свыше 140/90 мм. рт. ст. не рекомендуется занятия в основной группе по физкультуре.

Ребёнок должен спать по 8 часов в сутки. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, следуя своим биоритмам. За час до сна не должно быть «зависания» в компьютерах, планшетах, телефонах. В течение дня ребёнок не должен перегружаться умственно и эмоционально. После школы обязателен часовой отдых.

Фитотерапия

Седативным, или успокаивающим, действием обладают следующие травы и продукты:

  • пустырник, валериана;
  • пион;
  • мята;
  • берёзовый гриб.

В педиатрии при появлении вышеперечисленных жалоб у ребёнка и постановки диагноза ВСД следует хотя бы первые 4 месяца лечиться немедикаментозными средствами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
База знаний
Adblock
detector