Противопоказания к вождению автомобиля

Брадиаритмии и нарушения проводимости

Симптоматические брадиаритмии обычно служат показанием для установки постоянного электрокардиостимулятора. При отсутствии симптомов она обычно не требуется, и пациенты могут водить машину до тех пор, пока у них не возникнут симптомы. БНПГ и других пучков не считают показанием к установке электрокардиостимулятора, но ее обнаружение должно способствовать поиску серьезных заболеваний сердца или более высокой степени блокады. При их отсутствии допустимо вождение грузового и пассажирского транспорта.

Законодательная база

Деление на категории транспортных средств (ТС), регламентированное Федеральным законом № 196-ФЗ, отражается в правилах прохождения медицинского осмотра водителями и кандидатами в водители и предъявляет соответствующие требования к лицам, которые будут управлять этими средствами передвижения. В ст. 23 и 23.

  • если водительское удостоверение получается впервые;
  • если есть необходимость восстановления водительского удостоверения, отнятого за вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;
  • если срок действия водительского удостоверения закончился и требуется его замена.

Такие ограничения призваны защищать других участников движения на дороге от возможных неподобающих действий водителей, имеющих проблемы со здоровьем.

Постоянные электрокардиостимуляторы

У пациентов с электрокардиостимуляторами возникновение симптоматической брадикардии маловероятно; и если симптомы возвращаются, то они редко служат следствием нарушения работы электрокардиостимулятора. После установки электрокардиостимулятора до возобновления вождения должно пройти определенное время.

Это необходимо для того, чтобы убедиться в стабильности работы устройства. Обычным водителям может потребоваться от одного дня до 1 нед, а для профессионалов время определяется подтверждением нормальной работы электрокардиостимулятора (до 4 нед; см. табл. 1). Кроме того, такие пациенты могут путешествовать самолетом через 1 нед после установки электрокардиостимулятора или смены его батареек.

Ограничения по состоянию здоровья для управления автомобилем

Перечень ограничений при вождении транспортного средства, перечисленных в указанном выше постановлении, можно разделить по группам. Это заболевания, при которых:

  • требуются определенные условия, чтобы управлять автомобилем. К примеру, обязательное применение очков;
  • запрещается управлять ТС конкретной категории;
  • запрещается водить любое транспортное средство.

Имеющиеся противопоказания к вождению автомобиля, что были выявлены на медкомиссии, не позволят получить документ, подтверждающий право на управление транспортными средствами (соответствующих категорий). В ст. 23.1. Закона № 196-ФЗ дан подробный перечень противопоказаний и ограничений по вождению для разных категорий. Кроме того, запрет или ограничения могут носить временный характер.

По зрению

Для уверенного и безопасного управления любым транспортным средством хорошее зрение является важным фактором и проверяется на медкомиссии в первую очередь:

  • острота;
  • поле зрения;
  • распознавание цвета.

Если острота зрения для получения прав у водителя не соответствует норме, то прежде чем сесть за руль, он обязан позаботиться о средствах коррекции – линзах или очках. Для каждой категории существуют свои показатели. При наличии травмы органов зрения возникает вопрос, можно ли водить машину с одним глазом по закону? При отсутствии глаза транспортное средство должно быть оборудовано парковочным радаром, а в правах ставится отметка APS.

До 2015 года при дальтонизме водитель категорий A и В не имел права работать по договору, а автомобиль – использовать только в качестве личного средства передвижения. Сегодня существует запрет на управление транспортным средством при дальтонизме. В других странах Европы такой проблемы, как дальтонизм или любая его форма, например, дейтеранопия, и водительские права не существует.

Таким образом, вероятнее всего, при дальтонизме человек навсегда останется пешеходом. Нарушения, связанные с малым полем зрения, встречаются редко, но отказ в получении водительского удостоверения вполне возможен. Многие граждане для получения водительского удостоверения заучивают таблицы расположения цветов, букв на плакатах, но на медкомиссии обман быстро выявляется, поэтому к подобным мерам прибегать не рекомендуется.

В законодательстве четко прописаны все медицинские ограничения для водителей. Расстройство психики может быть временным в силу сложившейся стрессовой ситуации, но есть и постоянно прогрессирующие отклонения. Рассмотрим, при каких психических заболеваниях не дают водительские права. Водить автомобиль запрещено:

  • при явно выраженной задержке или неполном развитии психики;
  • в случае ментальных или поведенческих расстройств, проявлений шизофрении;
  • если происходят приступы агрессии и расстройства личности;
  • при заболеваниях, сопровождающихся аффективными расстройствами;
  • побочные эффекты, возникшие после лечения психотропными препаратами.

То есть водительские права и шизофрения или какие-либо другие отклонения несовместимы.

Эпилепсия

Эпилепсия – это серьезное заболевание, при котором приступ может возникнуть в любой момент и предсказать его или почувствовать сам человек не может. Поэтому ответ на вопрос, можно ли с эпилепсией получить права, однозначно отрицательный. Слишком высок риск создания на дороге опасной ситуации.

Иные заболевания

На медкомиссии для выдачи водительского удостоверения недуги каждого человека рассматриваются в индивидуальном порядке. Разработан и утвержден перечень, с какими болезнями нельзя водить машину:

  • сахарный диабет, тяжелые заболевания щитовидной железы, нейроэндокринной системы;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (ишемия сердца, тахикардия и другие);
  • повышенное артериальное давление;
  • заболевания печени и желудка;
  • проблемы работы дыхательной системы;
  • врожденные проблемы с ростом (карликовость, нанизм).

По всем болезням разработаны нормативы, и решение принимается коллегиально всеми членами комиссии. К примеру, установлена нормы, с каким давлением нельзя управлять автомобилем: оптимальная величина равна 120/80, а максимальная не должна превышать 140/90 мм рт. ст. Раньше, если гражданин имел проблемы со слухом, было запрещено садиться за руль автомобиля.

На новом водительском удостоверении с обратной стороны документа проставляются специальные отметки. Они означают определенные условия, которые водитель транспортного средства обязан выполнять, а инспектор ГИБДД всегда сможет проверить их соблюдение. Примеры отметок:

  • APS – водитель имеет право управлять машиной с акустической системой парковки;
  • МС – вождение транспорта только с ручным управлением;
  • отметка HA/CF – управление ТС с применением прибора для улучшения слуха водителя;
  • отметка GCL в правах – для водителей, которые, садясь за руль, обязаны использовать контактные или бесконтактные средства коррекции остроты зрения.

Также могут быть метки «Водительский стаж», «Дубликат». Если водитель имеет отклонения по здоровью, то присутствует запись «Медицинская справка обязательна». Эту медсправку водитель обязан предоставлять инспектору ГИБДД вместе с водительским удостоверением.

Наджелудочковые тахикардии

Данных о частоте развития обморочных состояний, вызванных НЖТ и повлекших за собой автомобильные аварии, не существует, но можно предположить, что она очень низкая. Пациентов с ФП и ТП следует обследовать с целью диагностики ССЗ, послуживших причиной возникновения аритмии, и назначения соответствующего лечения.

Вождение автомобиля возможно при полноценном контроле ЧСС без эпизодов нарушения сознания. Мультифокальная предсердная тахикардия обычно связана с тяжелым метаболическим или легочным заболеванием. Пациентов с такой аритмией не следует считать соответствующими требованиям профессионального вождения, если только не установлено заболевание, послужившее причиной развития аритмии, и не назначено соответствующее лечение.

Хотя ожидаемая продолжительность жизни пациентов с синдромом WPW и другими НЖТ обычно достаточна. Примерно у 25% больных, направленных на ЭФИ, регистрируют, по крайней мере, один обморочный эпизод. Существуют данные о том, что катетерную абляцию следует рекомендовать всем пациентам с симптоматическими аритмиями, характеризующимися преждевременным возбуждением.

Группа пациентов, предрасположенных к возникновению жизнеугрожающих аритмий, неоднородна. Они различаются по широкому спектру заболеваний, лежащих в основе аритмий, начиная от кардиомиопатий и заканчивая абсолютно нормальными показателями сердечно-сосудистой системы, что характерно для некоторых наследственных заболеваний, известных как каналопатии, которые обычно служат причиной развития идиопатической фибрилляции желудочков или необъяснимой остановки сердца.

У большинства больных (более 90%), перенесших остановку сердца, присутствует ИБС, хотя менее чем у половины из них (20-30%) развился острый ИМ. Пациенты с желудочковыми тахиаритмиями имеют значительный риск рецидива, но исследований, обладающих хорошей прогностической ценностью (за исключением определения ФВ ЛЖ), которая позволила бы выделить больных, предрасположенных к внезапной смерти, не существует.

Именно поэтому современное лечение большинства случаев длительной ЖТ и фибрилляции желудочков включает установку ИКД. Исключение составляют пациенты с идиопатической ЖТ без симптомов нарушения сознания. Если функция ЛЖ и состояние венечных артерий у них соответствует норме, нет данных об аритмогенной кардиомиопатии (дисплазии) ПЖ или другой сердечно-сосудистой патологии, то прогноз можно считать благоприятным и зачастую успешным является проведение катетерной абляции.

Вероятно, если во время эпизодов аритмии у пациента нет симптомов нарушения сознания, то и в будущем подобные эпизоды также будут переноситься хорошо. Именно поэтому у отдельных пациентов период запрета на вождение может быть короче после проведения катетерной абляции и начала лечения β-адреноблокаторами или блокаторами медленных кальциевых каналов.

В исследовании AVID (Антиаритмические препараты против имлантируемых кардиовертеров-дефибрилляторов) ациентам, которым ранее проводили реанимационные мероприятия в связи с эпизодом желудочковых тахиаритмий, в среднем через 9 мес после включения рассылали опросник по вождению. Его заполнили 758 пациентов (83%), из них в течение года до эпизода желудочковой тахиаритмии машину водили 627 человек.

Во время вождения автомобиля у 2% пациентов возник обморок, у 11% наблюдалось головокружение или сердцебиение, потребовавшие остановки, и у 22% возникшее головокружение или сердцебиение не привело к остановке автомобиля. 8% из 295 человек во время вождения автомобиля ощутили разряд ИКД. После возобновления вождения 50% пациентов попали хотя бы в одну аварию за 1619 пациентов-лет наблюдения (3,4% на пациента в год).

О медицинских показаниях

Если водитель имеет отклонения по состоянию здоровья, может ли он садиться за руль автомобиля и что для этого необходимо?

Проблемы со здоровьем Требования
При деформации ног, их отсутствии, параличе ТС, на котором установлено ручное управление
Если есть проблемы с руками или ногами ТС с автоматической коробкой переключения передач
При отсутствии одного глаза ТС, оборудованное парктроником
При глухоте Езда с применением слухового аппарата

Иногда у водителя имеется серьезное заболевание глаз, при котором очки не могут правильно скорректировать зрение. В этом случае разрешается управлять автомобилем, если на нем установлена акустическая парковочная система.

Обморок

Обморок — редкая причина дорожных аварий. В анонимном исследовании пациенты с обморочными состояниями отмечали развитие обморока во время вождения в 3% случаев, но только в 1% случаев за этим последовала авария. При этом только 9% больных, которым вождение автомобиля запрещено, прекратили его водить из-за обмороков.

Обмороки, вызванные аритмией, были обсуждены в предыдущем разделе. При нейрогенных обмороках решение о разрешении вождения автомобиля должно быть основано на тяжести и этиологии эпизодов (см. табл. 1). Лечение обмороков, причиной которых служит синдром удлиненного интервала Q-T, синдром Бругада или другие виды каналопатий, ассоциированные с фибрилляцией желудочков, состоит в установке ИКД.

В соответствии с рекомендациями Американской ассоциации кардиологов (American Heart Association, AHA) от 1996 г., пациенты с синдромом удлиненного интервала Q-T и отсутствием или наличием симптомов в анамнезе и их исчезновением на фоне лечения могут возобновить вождение автомобиля после 6-месячного бессимптомного интервала.

Канадское сердечно-сосудистое общество разрешает управление грузовым транспортом при годовом риске внезапной нетрудоспособности в связи с указанными заболеваниями 1% и менее. В табл. 1 представлены рекомендации Европейского общества кардиологов (2004) по готовности и способности к вождению автомобиля.

Demosthenes G., Katritsis, Michael M. Webb-Peploe

Профессиональные и экспертные аспекты сердечно-сосудистых заболеваний

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
База знаний
Adblock
detector