Школа больных с артериальной гипертензией

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Кровяное давление может повышаться в любом возрасте. Избавиться от гипертонии практически невозможно. Для улучшения качества жизни нужно постоянно придерживаться определенных правил. Для этой цели создана школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, основанная на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Сердечно-сосудистые заболевания и осложнения, к которым они приводят, являются основной причиной смерти людей, при чем во всем мире. Проводимое в 2014 году исследование ЭССЕ показало, что в России более 48% мужчин и 41% женщин болеют артериальной гипертензией.

К 2025 году, по прогнозам ученых, число людей с повышенным артериальным давлением возрастет до 1,5 млрд. Предупредить такие состояния, а также значительно повысить качество жизни существенно помогают Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Гипертония – сложное заболевание сердечнососудистой системы. В России существует школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, т.к. заболевание очень распространенное и почти каждый третий человек в стране подвержен его воздействию.

Вылечить полностью гипертонию нельзя, но необходимо держать под контролем общее состояние организма, производить манипуляции по профилактике данного заболевания, что поможет избежать отрицательных последствий и поможет увеличить время жизни. Снизить риски осложнений и побочных действий. Увеличить качество жизни.

Но все возможно, когда человек получает знания для того, чтобы правильно себя вести при таких заболеваниях. Только конкретное осознание всей ситуации дает понять, что не все зависит от врачей и медикаментов, залог здоровья чаще всего лежит в самих пациентах, в их стремлении выздороветь.

Для таких ситуаций и создаются школы здоровья для больных гипертонией, целью которых является обучение больных гипертонией научится менять свой образ жизни для укрепления общего здоровья организма и стабилизации артериального давления без вмешательства врачей и медикаментов. Создаются специальные программы которые основаны на индивидуальных подходах к каждому пациенту в отдельности.

ЗАДАЧИ

В задачи таким мероприятий входит: мотивирование пациентов для лечения и взаимодействия с медиками, и неукоснительное соблюдение условий лечения пациента; обучения больных гипертонией быть самостоятельными и научится контролировать свое артериальное давление; также все эти меры предназначены для общего развития и получения информации о этом тяжелом заболевании и обучению способов профилактики и лечения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В ожидаемые результаты обучения программы входят: повышение уровня информативных знаний пациентов в лечении и профилактике артериальных заболеваний; ведение образа жизни, соответствующего данному заболеванию; отказ от привычек, мешающих лечению; мотивирование больных на занятие спортом или минимальными физическими упражнениями в сутки; способность самим научится брать под контроль артериальное давление.

Обучение в школах имеют единую структуру которая включает в себя: введение в обучение; общую информативную часть; семинарские формы занятий с пациентами; заключение.

Информационная часть включает в себя справочник работника медицины, который направлен на повышение компетентности больного, на его информирование и осведомление в области данного заболевания, увеличение самосознание и прививание навыков, способствующих общему мотивирующему эффекту. В процессе данной части обучения, пациент должен обучится навыкам, самоконтроля и регуляции своего артериального давления.

В активную или семинарскую форму занятий включается, обучение навыкам необходимым в обычной жизни для контроля артериального давления и методам сохранения и профилактики здорового образа жизни. Описываются конкретные примеры, проводятся практические занятия, которые необходимы для поддержание здорового образа жизни.

Большая доля в оптимизации, совершенствовании и расширении охвата доступности и улучшения качества медицинской профилактической помощи населению приходится на школы здоровья, поскольку именно школа здоровья, обращаясь к проблемам здоровья группы пациентов, помогает для каждого из них выделить индивидуальные приоритеты, что важно для поддержания намерений пациентов к оздоровлению поведенческих привычек.

Школа здоровья для больных артериальной гипертонией является, по сути, технологией группового профилактического консультирования, успеху которого способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Вместе с тем, советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, а обучение в группе позволяет обеспечить необходимую социальную поддержку.

Обучаемыми, в основном, являются пациенты с АГ I-III степени, с низким, средним, высоким и очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Пациенты «Школ здоровья» после обучения владеют необходимой информацией по укреплению и сохранению здоровья, предотвращению потенциальных заболеваний, и, кроме того, получают практические навыки.

Основные цели обучения в Школах больных артериальной гипертензией:

  • Расширить знания пациентов о причинах, симптомах повышения АД и осложнениях АГ (гипертонический криз, преходящее нарушение мозгового кровообращения, стенокардия, инфаркт миокарда);
  • Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;
  • Обучить больных артериальной гипертензией проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при повышении артериального давления.
  • Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при артериальной гипертонии;
  • Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния на здоровье;
  • Убедить в необходимости контроля массы тела и поддержания её на оптимальном уровне;
  • Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

Полный цикл обучения в школе здоровья состоит из 8 занятий, разработанных с учетом вопросов, которые наиболее часто задают врачу пациенты с артериальной гипертензией:

  • Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии? (презентация к занятию)
  • Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии? ( презентация к занятию)
  • Занятие 3. Ожирение, артериальная гипертония, метаболический синдром. (презентация к занятию)
  • Занятие 4. Физическая активность и здоровье. (презентация к занятию)
  • Занятие 5. Курение и здоровье (занятие для курящих пациентов). (презентация к занятию)
  • Занятие 6. Стресс и здоровье. (презентация к занятию)
  • Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как стимулировать интерес к лечению? (презентация к занятию)
  • Занятие 8. Заключительное занятие.

В Липецкой области на базе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения функционируют 39 «Школ здоровья больных артериальной гипертензией» :

  • в государственном учреждении здравоохранения «Липецкая областная клиническая больница» и в государственном санаторно-курортном учреждении детский санаторий «Мечта»;
  • 14 в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Липецка;
  • 4 в МУЗ г. Ельца;
  • 20 школ для пациентов в центральных районных больницах (Грязинского, Лебедянского, Долгоруковского, Становлянского, Хлевенского, Добровского, Добринского, Тербунского, Краснинского, Воловского, Чаплыгинского, Данковского, Елецкого, Задонского, Липецкого, Усманского районов).

За 9 месяцев года в Школах здоровья больных артельной гипертензией было обучено 5049 человек.

Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией

Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.

Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:

  • информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
  • привить ответственность за состояние собственного здоровья;
  • обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
  • привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
  • обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
  • ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
  • обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.

Школа больных с артериальной гипертензией

С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Школа гипертоников преследует такие цели:

  • Увеличить охват населения, получающего профилактическую помощь;
  • Повысить доступность и качество профилактики артериальной гипертензии;
  • Проводить первичную и вторичную профилактики болезни;
  • Достичь максимальной результативности в лечении пациентов;
  • Повысить качество жизни больного.

Также в задачи организации входит формирование у населения понимания о том, что укрепить свое здоровье можно исключительно через правильный образ жизни.

Структура обучения

Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:

  1. вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
  2. информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
  3. активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
  4. заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.

Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.

Что получает пациент по окончании занятий?

Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:

  • основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
  • симптомы проявления АГ;
  • узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
  • овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
  • создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
  • учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.

Школа больных с артериальной гипертензией

На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.

Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией

На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:

  • обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
  • раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
  • обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.

Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.

Пример задачи

К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:

  • головная боль пульсирующего характера;
  • тошнота;
  • мельтешение перед глазами.

Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.

Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.

Осмотр больной дал следующие результаты:

  • общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
  • ритмичные тоны сердечной мышцы;
  • пульс 8 уларов за минуту;
  • параметры давления 185 на 100.

Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:

  1. какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
  2. как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
  3. первая помощь в сложившейся ситуации;
  4. план обследования;
  5. план лечения по результатам обследования.

Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.

Школа больных с артериальной гипертензией

Ответы на задачу:

  1. после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
  2. стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
  3. гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
  4. необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.

Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.

Презентации для пациентов

На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:

  • что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
  • как должен питаться пациент с повышенным давлением;
  • ожирение, как основная причина патологии;
  • физические упражнения при высоком давлении;
  • курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
  • стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
  • медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.

На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.

Деятельность Школ здоровья для больных артериальной гипертонией в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области

На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:

  1. контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
  2. обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
  3. грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
  4. при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
  5. употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
  6. стараться бросить курить;
  7. если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.

Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.

Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.

Первичная легочная гипертензия: редкое и малоизученное заболевание

Школа больных с артериальной гипертензией

Болезнь относится к разряду сосудистых патологий, при которых кровяное давление в сосудистом русле легких человека повышается до ненормально высоких отметок.

Механизм развития идиопатической формы заболевания изучен недостаточно хорошо, но ряд исследователей выделяет такие основные патофизиологические феномены в порядке очередности их возникновения:

  • вазоконстрикция – постепенное сужение просвета кровеносных сосудов легких;
  • изменение эластичности сосудов, стенки которых становятся более хрупкими;
  • редукция сосудистого русла легких – полное или частичное закрытие некоторых сосудов в легких с утратой ими их функций;
  • повышение кровеносного давления в функционирующих сосудах вследствие непомерно высокой нагрузки на них;
  • перегрузка правого желудочка сердца и ухудшение его насосной функции;
  • изнашивание сердца, развитие синдрома «легочного сердца».

Первое упоминание об этом заболевании в медицинской литературе относится к 1891 году. С тех пор ученые выяснили, что:

  • Большинство пациентов заболевает в сравнительно молодом возрасте – около 25-35 лет. Но зафиксированы отдельные случаи, когда болезнь поражала пожилых людей или младенцев.
  • Страдают от идиопатической легочной гипертензии преимущественно женщины – примерно 75-80% от числа всех больных.
  • Частота заболеваний составляет 1-2 человека на миллион.
  • Среди всех кардиологических больных количество случаев данного недуга не превышает 0,2%.
  • Существует семейная предрасположенность – наследственные корни болезни были выявлены в 10% случаев.

Достоверные причины идиопатической легочной гипертензии не установлены. Рассматривается несколько теорий о пусковом механизме этого заболевания:

  • Генная мутация. У 20-30% больных обнаружен мутированный ген рецептора костного белка BMPR2. Именно этим объясняется то, что болезнь иногда может передаваться по наследству. При этом в последующих поколениях она проявляется в более тяжелой и злокачественной форме.
  • Аутоиммунные заболевания. Например, в ряде случаев имеет место содружественное протекание системной красной волчанки и идиопатической гипертензии легких.
  • Нарушение выработки сосудосуживающих веществ в организме, которое может иметь как врожденный, так и приобретенный характер.
  • Влияние внешних факторов, которые приводят к необратимым изменениям в легочных сосудах. Так, прием некоторых фармпрепаратов или нераспознанная тромбоэмболия сосудов во время родов связывается с последующим появлением первичной легочной гипертензии в 15-20% случаев.

К группе риска по этому заболеванию можно отнести:

  • молодых женщин, особенно рожавших и принимавших оральные контрацептивы на протяжении долгого времени;
  • больных аутоиммунными заболеваниями;
  • инфицированных вирусом герпеса восьмого типа, ВИЧ;
  • тех, чьи близкие родственники страдали этим заболеванием;
  • людей, принимающих фармпрепараты с аноректическим действием, кокаин или амфетамины;
  • лиц, страдающих портальной гипертензией.

В отличие от вторичной легочной гипертензии у детей и взрослых первичная (идиопатическая) форма этого заболевания возникает при отсутствии выраженных патологий со стороны органов дыхания, сосудов и сердца.

Артериальная гипертензия — это постоянное (стойкое) повышение АД. Из-за того, что артериальное давление повышено, структура и функции артерий и сердечной мышцы нарушаются, что приводит к серьезным осложнениям, значительно ухудшает качество жизни больного. Даже колебания на 10 мм рт. ст. от нормы значительно влияют на состояние сердца, мозга, сосуда и почек.

Лечение артериальной гипертензии заключается в комплексе мер: изменения образа жизни и приема лекарственных препаратов. Важно, чтобы пациент понимал, насколько серьезно его заболевание, а также мог самостоятельно организовывать лечебные мероприятия. Для этого и была создана Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией .

Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница?

Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:

  • Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
  • Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
  • Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
  • Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
  • Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.

Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).

Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.

Темы освещают такие аспекты. как:

  1. Здоровое питание;
  2. Ожирение и гипертония;
  3. Необходимость физических нагрузок;
  4. Влияние курения и стрессов;
  5. Медикаментозная терапия.

https://www.youtube.com/watch?v=hkPSUimu71c

http://1gkb.by/informatsiya-dlya-grazhdan/shkola-zdorovya/33-shkola-zdorovya/183-shkola-arterialnoj-gipertenzii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
База знаний
Adblock
detector