Алгоритм измерения артериального давления у детей

Этапы выполнения процедуры

ЧТО
ДЕЛАТЬ?

КАК
ДЕЛАТЬ?

Подготовка
рук м/с к работе.

Вымыть
руки под проточной водой с жидким
мылом.

Осушить
чистым индивидуальным полотенцем.

Психологическая
и физиологическая подготовка пациента.

Предупредить
пациента (родителя пациента) о
предстоящей манипуляции за 15 мин.

Спросить,
знает ли он, как это делается.

Объяснить
суть процедуры.

Удобно
усадить пациента или уложить.

Подготовка
рабочего места.

Приготовить:

Тонометр

Фонендоскоп

Наложение
манжетки.

На
обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см
выше локтевого сгиба наложить манжетку
(№ манжетки соответственно возрасту
ребенка). Одежда не должна сдавливать
плечо выше манжеты. Закрепить манжетку
так плотно, чтобы между ней и плечом
проходил один палец.

Положение
руки пациента.

Положите
правильно руку пациента в разогнутом
положении, ладонью вверх, мышцы
расслаблены – если разгибания
конечности попросить его положить
под локоть сжатый кулак свободной
руки.

Техника
измерения АД.

Соединить
манометр с манжеткой.

Проверить
положение стрелки манометра относительно
нулевой отметки шкалы.

Нащупать
пульсацию плечевой артерии в области
локтевой ямки и поставить в это место
фонендоскоп.

Закрыть
вентиль на груше и накачивать в манжетку
воздух. Воздух нагнетается до тех пор,
пока давление в манжетке по показаниям
манометра не превысит 20 мм. рт. ст., тот
уровень при котором исчезнут тоны
Короткова.

Открыть
вентиль и медленно выпускать воздух
из манжетки. Одновременно фонендоскопом
выслушивать тоны на плечевой артерии
и следить за показанием шкалы манометра.

При
проявлении первых звуков, отметить
уровень систолического давления.
Отметить величину диастолического
давления, которая соответствует
моменту исчезновения или ослабления
тонов в плечевой артерии.

Запомнить
– вся процедура измерения АД продолжается
1 мин.

Окончание
процедуры.

Данные
измерения АД, округленные до 0 или 5
записать в виде дроби (в числителе –
систолическое давление, в знаменателе
– диастолическое). Помочь пациенту
лечь или сеть удобно.

Убрать
все лишнее. Вымыть руки с жидким мылом.
Высушить.

Зарегистрировать
полученные данные в температурный
лист.

ЗАПОМНИТЕ!

Измеряют
АД обычно 2 – 3 раза с промежутком 1 – 2
мин., на обеих руках, при этом воздух из
манжетки нужно

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки
  3. Рассказать родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход выполнения манипуляции
  4. Усадить или уложить ребенка.
  1. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 2 мм ртутного столба за 1 секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны и следите за показаниями шкалы тонометра.
  2. Закройте вентиль на груше и накачивайте в манжетку воздух, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови
  3. Нащупайте пульсацию артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп
  4. Соедините тонометр с манжеткой, проверьте нахождение стрелки на нулевой отметке шкалы
  5. Закрепите манжетку так, чтобы между ней и плечом проходил один палец
  6. На обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба наложите манжетку (проверьте, не сдавливает ли одежда плечо выше манжетки)
  7. Руку ребенка уложить в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы должны быть расслаблены
  8. Зарегистрируйте показания манометра в момент появления первого звукового тона, что соответствует величине систолического давления.
  9. Продолжайте снижать давление в манжетке, регистрируйте показание манометра в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического давления.
  1. Запишите показания в медицинскую документацию в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе — диастолическое), например АД 110/60 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Измерять АД нужно не менее 2-х раз с интервалом в 1-2 минуты, каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки. Измерять АД на обеих руках; измерять АД не только на руках, но и на ногах. При этом манжетка накладывается на среднюю треть бедра (положение ребенка на животе). Выслушивать пульсацию артерии в области подколенной ямки.

Показатели АД на нижних конечностях превышают показатели АД на верхних приблизительно на 10 мм рт.ст. Для оценки АД пользуются возрастными таблицами АД. Примерный уровень максимального АД у детей 1 -го года жизни можно рассчитать по формуле 70 н, где п — число месяцев. У детей старшего возраста 8O 2п, где п — число лет. Диастолическое давление составляет 2/3 -1/2 систолического давления.

Подготовка рук м/с к работе.

Вымыть руки под проточной водой с жидким мылом.

Осушить чистым индивидуальным полотенцем.

Психологическая и физиологическая подготовка пациента.

Предупредить пациента (родителя пациента) о предстоящей манипуляции за 15 мин.

Спросить, знает ли он, как это делается.

Объяснить суть процедуры.

Удобно усадить пациента или уложить.

Подготовка рабочего места.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

На обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого сгиба наложить манжетку (№ манжетки соответственно возрасту ребенка). Одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты. Закрепить манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом проходил один палец.

Положение руки пациента.

Положите правильно руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслаблены – если разгибания конечности попросить его положить под локоть сжатый кулак свободной руки.

Техника измерения АД.

Соединить манометр с манжеткой.

Проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Нащупать пульсацию плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить в это место фонендоскоп.

Закрыть вентиль на груше и накачивать в манжетку воздух. Воздух нагнетается до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит 20 мм. рт. ст., тот уровень при котором исчезнут тоны Короткова.

Открыть вентиль и медленно выпускать воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показанием шкалы манометра.

При проявлении первых звуков, отметить уровень систолического давления. Отметить величину диастолического давления, которая соответствует моменту исчезновения или ослабления тонов в плечевой артерии.

Запомнить – вся процедура измерения АД продолжается 1 мин.

Данные измерения АД, округленные до 0 или 5 записать в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое ). Помочь пациенту лечь или сеть удобно.

Убрать все лишнее. Вымыть руки с жидким мылом. Высушить.

Зарегистрировать полученные данные в температурный лист.

Измеряют АД обычно 2 – 3 раза с промежутком 1 – 2 мин., на обеих руках, при этом воздух из манжетки нужно

Формулы для вычисления АД

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Если у взрослых давление должно быть на уровне 120/80 мм рт. ст. то у детей этот показатель нестабильный. Цифры на шкале сфигмоманометра могут изменяться с возрастом. Чтобы понять, где норма, а где нет, разработаны специальные формулы вычисления показателей.

  • Итак, для новорождённых систолическое или верхнее давление находится в пределах 74-76 мм рт. ст. Диастолическое = 1/2 – 2/3 от верхнего.
  • При выслушивании тонов Короткова у грудничков нормальный уровень систолического давления будет 76 2n. n – указывает, сколько месяцев малышу на момент измерения. Нижнее давление находим по той же формуле, оно составляет от 2/3 до 1/2 величины систолического.
  • Для годовалого ребёнка верхнее давление должно быть в пределах 80-100 мм рт. ст.
  • У деток старше года для вычисления систолического давления используют формулу 90 2n, n — сколько малышу лет. Диастолическое давление определяется следующим образом 60 n, n — число лет.

Если у взрослых давление должно быть на уровне 120/80 мм рт. ст., то у детей этот показатель нестабильный. Цифры на шкале сфигмоманометра могут изменяться с возрастом. Чтобы понять, где норма, а где нет, разработаны специальные формулы вычисления показателей.

  • Итак, для новорождённых систолическое или верхнее давление находится в пределах 74-76 мм рт. ст. Диастолическое = 1/2 – 2/3 от верхнего.
  • При выслушивании тонов Короткова у грудничков нормальный уровень систолического давления будет 76 2n , n – указывает, сколько месяцев малышу на момент измерения. Нижнее давление находим по той же формуле, оно составляет от 2/3 до 1/2 величины систолического.
  • Для годовалого ребёнка верхнее давление должно быть в пределах 80-100 мм рт. ст.
  • У деток старше года для вычисления систолического давления используют формулу 90 2n, n — сколько малышу лет. Диастолическое давление определяется следующим образом 60 n, n — число лет.

Формулы, описанные выше, используют в своей практике педиатры. Кроме средней нормы возможны колебания показателей в пределах 10-15 единиц. Измерение давления – метод дополнительного обследования, главным критерием для постановки диагноза и выбора соответствующего лечения являются жалобы и общесоматическое состояние ребёнка.

Вычислять формулой может не каждый, поэтому есть готовые таблице со средними нормальными значениями артериального давления у детей.

Уровень верхнего давления малышам первого года жизни рассчитывается по формуле 76 2n, где n равен числу месяцев жизни, а 76 – средний показатель давления новорожденного.

В более старшем возрасте формула расчета 90 2n, показатель n – это возраст ребёнка в годах. Таким образом определяется среднее значение, при отклонении в большую или меньшую сторону на 15 мм рт. ст. давление считается нормой.

Диастолическое давление для грудничков высчитывается от систолического и должно составлять 2/3 – 1/2 от полученного показателя.

Для детей старше 12 месяцев высчитывается по формуле 60 n (возраст в годах).

Диастолическое давление для подростков не должно превышать 80 мм рт. ст.

Манипуляция № 43 «Кормление пациента, находящегося на постельном режиме».

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Цель:обеспечение диетического питания.

Показания:невозможность самостоятельно принимать
пищу.

Противопоказания:нет

Оснащение:ложка, тумбочка или переносной
(прикроватный) столик, салфетка
(полотенце), чашка с остуженной кипяченой
водой, таз, кувшин с теплой водой, мыло,
почкообразный лоток, полотенце.

Этапы

Обоснование

1. Подготовка
к манипуляции.

1. Приготовить
все необходимое.

2. Проветрить
палату.

3. Предупредить
пациента о предстоящем приеме пищи и
получить его согласие на кормление.

4. Освободить
место на тумбочке или установить
переносной столик.

5. Протереть
столик или тумбочку ветошью.

6. Помочь пациенту
занять удобное для приема пищи
положение, высокое положение Фаулера,
если нет противопоказаний.

7. Помочь пациенту
вымыть руки, осушить их полотенцем.

8. Прикрыть шею
и грудь салфеткой.

9. Принести
необходимую для приема пищу (горячие
блюда- 60°С, холодные -должны быть
холодными — не выше 15°С).

Эффективность
проведения манипуляции

Обеспечение
условий для приема пищи.

Право пациента
на информацию.

Обеспечение
проведения манипуляции.

Соблюдение сан.
гигиенического режима.

Обеспечение
приема пищи.

Профилактика
аспирации.

Соблюдение
сан.гигиенического режима. Профилактика
ВБИ. Профилактика загрязнения нательного
белья.

Соблюдение
температурного режима пищи.

10. Ознакомить
пациента с содержанием блюд и узнать
в какой последовательности он
предпочитает их принимать.

11. Убедиться в
том, что пища не очень горячая, капнув
себе на тыльную поверхность кисти
несколько капель.

II. Выполнение
манипуляции.

12. Предложить
пациенту выпить несколько глотков
жидкости (лучше через трубочку).

13. Кормить медленно
(не отвлекаясь):

называть каждое
блюдо; наполнить ложку на 2/3 пищей;
поднести ложку ко рту пациента и
предложить ему проглотить ее содержимое;
подождать пока пациент пережует и
проглотит пищу; подать в ложке новую
порцию пищи;

при необходимости
после нескольких ложек пищи предлагать
пациенту питье; вытирать губы салфеткой
при необходимости.

Примечание:если пациент может принимать участие
в кормлении, можно дать ему в руку
кусочек хлеба, сухарик, печенье, булочку
и т.д.

III. Завершение
манипуляции.

14. После еды
предложить пациенту прополоскать рот
водой.

15. Помочь пациенту
принять удобное положение.

16. Убрать остатки
пищи и посуду.

17. Протереть
тумбочку или столик.

Право пациента
на информацию.

Поддержание
привычного стереотипа питания пациента.

Профилактика
ожогов слизистой полости рта (обеспечение
безопасности пациента).

Уменьшение
сухости во рту, улучшение пережевывания
твердой пищи.

Обеспечение
адекватного питания.

Участие пациента
в кормлении.

Соблюдение
гигиены полости рта.

Обеспечение
комфортного пребывания в постели.
Обеспечение инфекционной безопасности

Соблюдение
сан.гигиенического режима.

18. Вымыть руки.

Обеспечение
инфекционной безопасности

Кормление с
помощью поильника
Цель:обеспечение
индивидуального диетического питания.Показания:невозможность
самостоятельно принимать пищу.

Противопоказания:бессознательное состояние; отсутствие
глотательного рефлекса.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Оснащение:поильник, салфетка, пища в жидком
виде, полотенце, кипяченая вода.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка
к манипуляции

1. Приготовить
все необходимое.

2. Проветрить
палату.

3. Предупредить
пациента о предстоящем приеме пищи и
получить его согласие.

4. Освободить
место на тумбочке и протереть ее
ветошью.

5. Помочьпациенту
занять удобное положение для приема
пищи, высокое положение Фаулера (если
нет противопоказаний).

Эффективность
проведения манипуляции.

Обеспечение
условий для приема пищи.

Право пациента
на информацию.

Соблюдение сан.
гиг. режима.

Обеспечение
приема пищи. Профилактика аспирации.

6. Прикрыть шею
и грудь салфеткой.

7. Убедиться в
том, что пища не горячая, капнув себе
на тыльную поверхность кисти несколько
капель.

II. Выполнение
манипуляции.

8. Наполнить
поильник жидкой пищей.

9. Кормить пациента
из поильника небольшими порциями ,
убедиться в том, что предыдущая порция
пищи проглочена.

III. Окончание
манипуляции.

10. После еды
предложить пациенту прополоскать рот
водой, губы промокнуть салфеткой.

11. Помочь пациенту
принять удобное положение.

12. Убрать остатки
пищи и посуду и протереть тумбочку.

13. Вымыть и осушить
руки.

14. Сделать отметку
о проведении кормления в медицинской
документации.

Профилактика
загрязнения нательного белья.
Профилактика ожогов слизис­той
полости рта (обеспечение безопасности
пациента).

Для кормления
пациента.

Для лучшего
усвоения пищи.

Соблюдение
гигиены полости рта.

Обеспечение
комфортного пребывания в постели.
Соблюдение сан. гиг. режима.

Обеспечение
инфекционной безопасности.

Преемственность
в работе медперсонала.

— освобождают от
остатков пищи (остатки пищи обеззараживают
дезрастворами — по инструкции);

— проводят
обеззараживание посуды дезрастворами
по

инструкции;

-затем проводят
обезжиривание посуды, погружая ее в 2%
содовый раствор или современные
обезжиривающие средства, разрешенные
к применению МЗ РФ («Людвиг», «Дося»,
«Ферри» и др.);

— ополаскивание
проводят под проточной водой t 70-80 С;

-сушку посуды
проводят в сушильных шкафах при t 120 С
45 мин.

Ветошь для
обработки столов

Губки для мытья
посуды и ветошь для обработки столов
замачивают в дезрастворе по инструкции,
кипятят в 2% содовом растворе в течение
15 минут или — в воде в течение 30 минут с
момента закипания. Затем прополаскивают
и сушат. Хранят в сухом виде в маркированных
емкостях.

Цель:
приготовить постель.

Показания:
необходимость в приготовлении кровати
для пациента.
Противопоказания:
нет.

Оснащение:
кровать,
матрац, наматрацник, подушки (2 шт.),
одеяло
(шерстяное или байковое),
простыня, наволочки (2 шт.), полотенце,
клеенка, подкладная.

Возможные
проблемы пациента:

  1. Потеря сознания.

  2. Возбуждение.

  3. Негативное
    отношение к вмешательству.

  4. Недостаточность
    самоухода.

Последовательность
действий медсестры с обеспечением
безопасности окружающей среды:

  1. Объясните пациенту
    последовательность ваших совместных
    действий при перестилке постели.

  2. Наденьте перчатки.

  3. Продезинфицируйте
    кровать.

  4. Снимите перчатки.

  5. Положите на кровать
    матрац с наматрацником.

  6. Постелите простыню,
    подогнув ее края под матрац.

  7. Наденьте наволочки
    на подушки.

  8. Расположите
    подушки так, чтобы нижняя лежала прямо
    и выдалась немного из-под верхней, а
    верхняя упиралась в спинку кровати.

  9. Наденьте пододеяльник
    на одеяло.

  10. Положите одеяло
    на кровать.

  11. Повесьте полотенце
    на спинку кровати.

Оценка
достигнутых результатов:
Постель приготовлена.

Обучение
пациента или его родственников:
Консультативный тип вмешательства в
соответствии с вышеописанной
последовательностью действий медицинской
сестры.

Примечания:

  1. Если пациент
    находится на строгом или постельном
    режимах, необходимо на матрац надевать
    клеенчатый наматрацник и на простыню
    в области крестца положить клеенку и
    пеленку.

  2. Постель поправляется
    регулярно, утром и перед сном, и меняется
    у тяжелобольных по мере загрязнения.

ЦЕЛЬ: профилактика внутрибольничной инфекции

Показания: медсестра ежедневно должна проверять содержание кувеза и осуществлять контроль за их санитарным состоянием.

Дезинфекцию наружных поверхностей кувезов с целью профилактики ВБИ осуществляют ежедневно одновременно с проведением текущих уборок по режиму, обеспечивающему гибель грамотрицательных и грамположительных бактерий.

Обработку внутренних поверхностей и приспособлений кувезов проводят по типу заключительной дезинфекции в отдельном хорошо проветриваемом помещении, оснащенном ультрафиолетовыми облучателями. Обеззараживание внутренних поверхностей и приспособлений кувезов проводят перед поступлением ребенка.

Обработку кувезов проводят после перевода новорождённого или не реже 1 раза в 7 дней. Обработку кувезов следует проводить с учетом документации по эксплуатации кувеза, прилагаемой к конкретной модели.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Дезинфекцию поверхностей кувезов проводят способом протирания, различных приспособлений — погружением в растворы дезинфицирующих средств по режимам (концентрация раствора, время дезинфекционной выдержки), рекомендованным для профилактики и борьбы с бактериальными, вирусными и грибковыми инфекциями, выбирая из них наиболее жесткий для данного средства (более высокие концентрации рабочих растворов и более длительное время обеззараживания) с последующим промыванием водой в соответствии с режимами отмыва, рекомендованными для изделий медицинского назначения.

Емкость с одним из дезинфицирующих растворов: (дезинфекцию кувезов проводят дезинфицирующими средствами, в инструкциях по применению которых есть рекомендации по обеззараживанию кувезов, для дезинфекции кувезов не допускается применение хлорактивныхсредств, а также средств, содержащих в своем составе альдегиды, фенол и его производные)

Емкость для использованной ветоши

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ: М/с работает одетая по форме.

ЦЕЛЬ:

профилактика
внутрибольничной инфекции

Показания:

медсестра
ежедневно должна проверять содержание
кувеза
и
осуществлять контроль за их санитарным
состоянием.

    Дезинфекцию
    наружных
    поверхностей кувезов
    с
    целью профилактики ВБИ осуществляют
    ежедневно одновременно с проведением
    текущих уборок по режиму, обеспечивающему
    гибель грамотрицательных и грамположительных
    бактерий.

    Обработку
    внутренних
    поверхностей

    и приспособлений кувезов проводят по
    типу заключительной дезинфекции в
    отдельном хорошо проветриваемом
    помещении, оснащенном ультрафиолетовыми
    облучателями. Обеззараживание
    внутренних поверхностей и приспособлений
    кувезов

    проводят перед поступлением ребенка.

    Обработку
    кувезов проводят после перевода
    новорождённого или не реже 1 раза в 7
    дней. Обработку кувезов следует проводить
    с учетом документации по эксплуатации
    кувеза, прилагаемой к конкретной модели.

    Дезинфекцию
    поверхностей кувезов проводят способом
    протирания, различных приспособлений
    — погружением в растворы дезинфицирующих
    средств по режимам (концентрация
    раствора, время дезинфекционной
    выдержки), рекомендованным для
    профилактики и борьбы с бактериальными,
    вирусными и грибковыми инфекциями,
    выбирая из них наиболее жесткий для
    данного средства (более высокие
    концентрации рабочих растворов и более
    длительное время обеззараживания) с
    последующим промыванием водой в
    соответствии с режимами отмыва,
    рекомендованными для изделий медицинского
    назначения.

Важна правильная подготовка к измерению давления у детей

Прежде чем приступить к измерению давления, нужно объяснить родителям цель выполняемой процедуры. Ребёнка также следует подготовить, малыш должен быть спокойным. Если ваш кроха только что играл, бегал, выслушивания нужно провести не раньше, чем через 20 минут.

Очень важным для получения точных результатов является правильный, согласно возрасту ребёнка, выбор манжеты. Использование сфигмоманометра для взрослых ведёт к ложным данным. Ниже приведены размеры манжет для детей разного возраста.

  • Груднички – 3,5-7см.
  • Дети с 1 года до 2 лет – 4,5-9 см.
  • 2-4 лет — 5,5-11 см.
  • 4-7 лет — 6,5-13 см.
  • 7-10 лет — 8,5-15 см.

После достижения ребёнком 10-летнего возраста можно использовать стандартную манжету.

Прежде чем приступить к измерению давления, нужно объяснить родителям цель выполняемой процедуры. Ребёнка также следует подготовить, малыш должен быть спокойным. Если ваш кроха только что играл, бегал, выслушивания нужно провести не раньше, чем через 20 минут.

  • Груднички – 3,5-7см.
  • Дети с 1 года до 2 лет – 4,5-9 см.
  • С 2-4 лет — 5,5-11см.
  • С 4-7лет — 6,5-13см.
  • С 7-10лет — 8,5-15 см.

Основные различия замера артериального состояния у взрослых и детей

https://www.youtube.com/watch?v=https:jWzaMjRakck

Категория: Манипуляции в педиатрии

Внимание. манжетки для детей должны быть узкие.

  • до 1 года — 3,5 7 см;
  • до 2 лет — 4,5 9 см;
  • до 4 лет — 5,5 11 см;
  • до 7 лет — 6,5 13 см;
  • до 10 лет — 8,5 15 см;
  • после 10 лет — стандарт.
  • манжетку накладывают на плечо, чтобы локтевой сгиб оставался свободным, на 2 см выше локтевого сгиба;
  • резиновым баллончиком накачивают воздух до исчезновения пульса на артерии;
  • затем постепенно выпуская воздух из манжетки. замечают уровень на шкале в момент появления пульса (максимальное — систолическое давление);
  • в момент исчезновения пульса получают результат минимального (диастолического) давления.

Помните. артериальное давление величина не постоянная, зависит от положения ребёнка, возраста, состояния нервной системы. Чем меньше ребёнок, тем ниже АД.

До 1 года max артериальное давление должно быть. 70 n (где n — число лет ребёнка).

АД min = от 1/2 до 2/3 АД max

У детей к 1 г. — 80 мм. рт. ст.

От 1 г. до 5 лет — 80 (2/n)

Более 5 л — где n — количество лет

1/2 или 2/3 максимального

допустимы колебания 6, 10

у более старших детей 15

Разница между максимальным и минимальным

  1. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста — Москва: Медицина, 1981.
  2. Тульчинская В. Д. Соколова Н. Г. Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Дети 1 года – 3,5 — 7 см; дети 2-4 лет — 5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 — 9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие.

— Соблюдение права пациента на информацию.

2. Ребёнок лежит либо сидит у стола.

— Положение, в котором может быть получен достоверный результат.

3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя).

Алгоритм измерения артериального давления у детей

— Положение, при котором может быть получен достоверный результат.

4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец).

— Подготовка манжеты к началу измерения.

5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба.

6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии.

— Подготовка тонометра к началу измерения.

7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

— Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.

8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению.

— При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

Артериальное давление (АД) у педиатрической популяции увеличивается с возрастом. Причем показатели у мальчиков и девочек отличаются. В настоящее время наблюдается увеличение случаев гипертонии, поэтому важно регулярное измерение АД у детей. У 50% пациентов педиатрической популяции с ожирением диагностируются высокие значения, у них также повышается риск развития сердечно-сосудистых осложнений во взрослом возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=https:PH04C1jp33U

Повышенное артериальное давление сегодня является одной из основных причин инвалидизации и смертности взрослого населения. Ежегодно количество сердечно-сосудистых катастроф, возникающих вследствие повышенного АД, прогрессивно увеличивается. Во многом причиной возникновения данной ситуации является отсутствие надлежащей диагностики и проводимой терапии.

Официальной науке известно два основных метода, которые применяются для измерения артериального давления: метод Короткова и метод Рива-Роччи. Другое соответствующее название данных методов – аускультативный и пальпаторный. Давайте рассмотрим собенности каждого из методов.

На сегодняшний день рынок достаточно насыщен приборами, которые осуществляют измерение артериального давления. Алгоритм действий их электроники и механики можно подразделить на три основных типа: механический, полуавтоматический и автоматический. При этом при условии правильного применения приборы имеют сопоставимую точность измерения. Разница состоит лишь в удобстве использования и, конечно же, в стоимости.

Алгоритм действий прибора в данном случае прописан в его энергонезависимой памяти и прошел проверку во многих международных службах и ассоциациях. Среди преимуществ данного типа устройств необходимо отметить высокую информативность получаемых результатов, так как приборы способны не только измерить давление, но и подсчитать частоту сердечных сокращений и оценить сердечный ритм. А в случае возникновения аритмии выдадут предупреждающий сигнал.

При помощи тонометра данного типа также с не меньшей точностью можно провести измерение артериального давления. Алгоритм кратко выглядит следующим образом. Измерение артериального давление при помощи устройств данного типа во многом сходно с автоматическими, с одной лишь разницей, что полуавтоматические тонометры не имеют компрессора и не способны нагнетать и спускать воздух из манжетки.

В остальном же применяемые электронные компоненты ничуть не уступают в точности компонентам автоматических тонометров. Более того, считается, что полуавтоматические тонометры надежны, так как не содержат в своей конструкции трущихся и механических частей. Кроме этого, элемент питания данных устройств имеет продолжительный срок службы.

В принципе, у детей практически не отличается от взрослого человека измерение артериального давления (алгоритм). Детям необходимо использовать соответствующий размер манжетки, который полностью зависит от возраста ребенка и диаметра плеча. Соблюдение данного простого правила (когда применяемая манжетка соответствует возрасту ребенка) является залогом получения правильных результатов значений артериального давления.

Особенности измерения АД у детей заключаются в специфическом подходе, обладании хорошим мануальным умением и наличии исправного тонометра, отвечающего возрасту и весу ребенка.

Кроме этого маленькие детки не способны как взрослые адекватно оценить необходимость мониторинга давления и критичность своего самочувствия. Перед выполнением замера важно найти подход к ребенку, отвлечь его, дать время успокоиться и постараться быть терпеливым к его капризам.

Еще одна особенность определения АД у детей – проведение замера на нижних конечностях в зоне бедра. В данной ситуации важно не забывать, что давление на ноге на 15-20 единиц всегда больше, чем на руке. Подобный вариант может быть использован в исключительных случаях, к примеру, при предположении о сердечных пороках, в том числе при развитии коарктации аорты.

Меряют ли детям давление, и с какого возраста можно это делать? По мнению врачей, без видимых причин не рекомендуется измерять АД у деток младше трех лет. По некоторым врачебным показаниям измерительная манипуляция может быть проведена в домашней обстановке, к таковым ситуациям относятся:

  • Наличие болезней эндокринной системы.
  • Присутствие кардиологических патологий.

Для детей от рождения и до трех лет больше подойдет механический прибор, а вот электронные тонометры применять нельзя из-за их характерных погрешностей. Однако некоторые специалисты считают, что именно электронные более предпочтительные для деток, так как:

  • Минимизируют действия взрослого.
  • Подходят для систематических замеров.
  • Измерение выполняется моментально.

Автоматические тонометры обладают высокой чувствительностью, по сравнению с другими вариациями, поэтому в момент процедуры нельзя, чтобы ребенок капризничал. В исключительных случаях можно использовать электрический тонометр для проведения замера давления у деток до 1 года.

https://www.youtube.com/watch?v=https:EdXWw32CDbw

При применении механического устройства могут возникнуть отклонения, что часто объясняется неправильно выбранной манжетой:

  • При узкой манжетке результат измерения может быть завышенным.
  • При большой манжете тонометр показывает ошибочно заниженное давление.

Ни в коей мере нельзя допускать подобных отклонений, ведь искажение действительного уровня сказывается на правильности подбора дозировки препаратов. Если в момент манипуляции ребенок плачет или двигается, могут прослушиваться посторонние звуки.

В ниже приведенной таблице можно посмотреть ширину манжеты в соответствии с возрастными параметрами детей.

Возраст

Ширина манжетки

От 0 до 12 месяцев 3,5-7 см.
От 1 года до 2-х лет 4,5-9 см.
С 2-х до 4-х лет 5,5-11 см.
С 4-х до 7-ми лет 6,5-13 см.
С 7-ми до 10-ти лет 8,5-15 см.
Старше 10-ти лет Подойдет манжетка для взрослых

Алгоритм действий, техника измерения

  1. Малыш сидит, левая рука находится на столе, внутренняя поверхность ладони повернута вверх.
  2. Накладываем манжету на 2 см выше локтевой впадины. Пространство между кожей и манжетой должно составлять 1,5 см.
  3. Средним и указательным пальцами руки выслушиваем место пульсации локтевой артерии.
  4. Прикладываем стетоскоп к коже над артерией. Сильно прижимать, надавливать не нужно.
  5. В ушные раковины вставляем ушки стетоскопа.
  6. Проворачиваем клапан на нагнетателе воздуха (баллона) по часовой стрелке. Накачивать следует на 30 мм рт. ст. больше от того момента, когда вы перестали слышать пульсацию.
  7. Клапан медленно проворачиваем против часовой стрелки. А также необходимо следить, чтобы давление в манжете снижалось со скоростью не выше 3-4 мм рт. ст. в 1 секунду.
  8. Нужно внимательно выслушивать пульс. Цифры, на которые указывает стрелка сфигмоманометра при первых слышных постукиваниях – это уровень систолического давления. Момент, когда пульс уже не слышно – диастолическое давление.

Если есть необходимость повторного выслушивания тонов Короткова, исследование проводят не раньше, чем через 30 минут от предыдущего измерения .

Чтобы получить достоверные результаты, нужно точно придерживаться основных правил. Полученные данные кардиолог сравнивает с нормой для детей данной возрастной группы. Если диагностировали отклонение показателей, необходимо провести дополнительное обследование для определения причины изменений.

Если есть необходимость повторного выслушивания тонов Короткова, исследование проводят не раньше, чем через 30 минут от предыдущего измерения
.

Измерение АД у детей имеет свои особенности по сравнению с процедурой у взрослого населения.

Если есть необходимость повторного выслушивания тонов Короткова, исследование проводят не раньше, чем через 30 минут от предыдущего измерения.

Оценка артериального давления при помощи тонометра полуавтоматического типа

Повышенное давление обычно не доставляет малышам и старшим детям никаких проблем, оно лишено проявлений, поэтому периодическое измерение АД у детей необходимо. Также важно его правильно померить (гипертония без диагностики и лечения может вызвать проблемы в будущем).

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Для правильного определения, особенности измерения АД у педиатрической популяции включают, прежде всего, выбор соответствующего размера манжеты. Наиболее сложно измерить давление ребенку до 5 лет – этот возраст характерен наименьшей усидчивостью, отсутствием понимания происходящего. Поэтому перед измерением давления важно подготовить малыша, объяснить важность проводимой процедуры.

Рекомендации по измерению артериального давления у детей:

  • важно нахождение в состоянии покоя в течение не менее 5 минут;
  • процедура проводится в положении сидя на стуле с рукой, свободно помещенной на стол;
  • во время измерения не следует разговаривать и двигаться;
  • измерение давление у ребенка следует провести повторно через 1–2 минуты;
  • важно записать измеренный результат артериального давления.

При каждом измерении давление меряют детям, по крайней мере, дважды, каждые 7 дней, утром и вечером, до приема лекарства (в случае использования лекарственных препаратов). Частота измерения давления зависит от клинического состояния маленького пациента.

Согласно действующим рекомендациям, артериальное давление следует измерять с 3-го года жизни при каждом профилактическом обследовании, по крайней мере, каждые 2 года (сколько раз в год измерять, зависит от состояния малыша). Другими показаниями к измерению давления являются присутствующие проблемы со здоровьем, которые могут быть связаны с высоким кровяным давлением (головная боль, носовые кровотечения, учащение сердцебиения и т. д.) или диагностированные расстройства – умеренная тахикардия или синусовая тахикардия – у ребенка.

Помимо измерения давления в кабинете педиатра, это можно сделать дома. Преимуществом домашней процедуры является естественная для ребенка среда. Это поможет избежать т. н. «синдрома белого халата», при котором повышение давления возникает как реакция на присутствие врача. Измерение проводится на верхней конечности с помощью механического тонометра (важно подобрать именно тонометр для детей в целях предотвращения получения неверных результатов). Также допускаются цифровые осциллометрические манометры, но их показатели рекомендуется проверить механическим тонометром.

Важно! Для младенцев предпочтительно использование осциллометрического манометра.

Домашнее измерение невозможно в случае определения показателей внутричерепного давления у детей.

ВЧД отличается от АД – оно характеризует повышение давления в мозговых сосудах. Показаниями к измерению внутричерепного давления у детей являются признаки внутричерепной гипертензии (у детей старшего возраста они аналогичны «взрослым» симптомам):

  • судороги;
  • сильные частые головные боли;
  • чрезмерная усталость, утомляемость;
  • рвота.

Чаще всего, при обследовании используется КТ или МРТ. У младшей возрастной группы измерить внутричерепное давление ребенка рекомендуется при следующих состояниях:

  • увеличение размеров головы;
  • частая рвота;
  • выпуклость родничка;
  • появление страбизма (косоглазия);
  • чрезмерное беспокойство малыша;
  • видимая венозная сетка на голове.

Измерение проводится с помощью УЗИ через родничок. Процедура абсолютно безопасна!

Основной фактор измерения показателей давления – выбрать и правильно одеть манжету для измерения давления.

Размер манжеты определяется окружностью руки (а не длины руки). Ширина резиновой надувной части манжеты должна составлять примерно 40% от окружности руки, измеренной на полпути между акромионом и олекраноном, в то же время, манжета должна быть настолько длинной, чтобы покрыть 80–100% окружности руки. Для возрастной группы старше 3 лет необходимо подготовить манжеты разной ширины – детскую, взрослую и широкую взрослую.

Метод измерения

АД по умолчанию измеряется на правой верхней конечности. В случае измерения повышенных значений ТК, процедура проводится повторно (хотя бы один раз) на левой и нижней конечности, чтобы исключить коарктацию аорты. Измерение проводится в положении сидя, через 3–5 минут после успокоения маленького пациента.

Руки должны лежать свободно, стетоскоп – прикреплен к плечевой артерии на несколько сантиметров выше нижнего края манжеты. Манжета должна надуться на 20–30 мм рт. ст. выше предполагаемого систолического показателя АД и медленно выдуваемая (примерно со скоростью 2–3 мм рт. ст.). Систолический показатель АД определяется при первых слышимых звуках, диастолическое значение вычитается при полном исчезновении звуков (тоны Короткова) у всех возрастов.

Лучше всего использовать детские тонометры. При измерении взрослым тонометром результаты могут быть ошибочными, с существенными отклонениями. Например, при большой манжете показатели будут заниженными.

В случае острой необходимости использования взрослого тонометра, лучше проводить измерения на бедре – его окружность более подходит под размер манжеты.

Важно! На бедре показатели АД выше примерно на 15 мм рт. ст.!

При необходимости измерения давления малыша тонометром для взрослых важно правильно оценить результативные показатели:

  • значения, полученные на руке: к полученным показателям, добавьте 10;
  • значения, полученные на бедре: к полученным показателям, добавьте 5.

Артериальное давление ― это сила, с которой кровь давит на стенку сосуда. Данный параметр состоит из двух естественных компонентов ― систолического и диастолического.

При измерении механические колебания превращаются в звуковые волны, таким образом формируя тоны Короткова.

Артериальная гипертензия часто начинается в раннем детском возрасте. Своевременное выявление первых клинических симптомов, поиск причины, правильный подход к лечению предотвращают кардиоваскулярные последствия высокого АД. Измерение давления у детей требует не только основ медицинских знаний и техники выполнения, это в первую очередь искусство.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

В отличие от взрослых, ребенок не может адекватно оценивать обстановку, не критичен к своему состоянию, порой неадекватен и капризен. Человек, который приступает к выполнению манипуляции, должен найти подход к малышу, заинтересовать его, успокоить, обладать долей терпения.

Ребенок требует особого подхода, определенных мануальных навыков и исправного медицинского оборудования, которое соответствует возрасту и массе.

В первую очередь следует оговорить показания для измерения АД у малышей:

  • хронические заболевания (болезни почек, эндокринных органов, пороки сердца);
  • симптомы артериальной гипертензии (периодическая или постоянная головная боль, сердцебиение, носовые кровотечения, быстрая утомляемость);
  • дети в отделениях неотложной помощи (обязательный компонент рутинного обследования и мониторинга);
  • дети, которые относятся к высокой группе риска цереброваскулярных или кардиальных катастроф (ожирение, сахарный диабет, болезни коронарных сосудов);
  • все дети в возрасте старше 3-х лет в рамках ежегодных профилактических осмотров;
  • ребенку младше трехлетнего возраста АД измеряется при наличии определенных показаний.

Теперь разберем основные этапы подготовки к процедуре. В первую очередь выберите подходящее оборудование и проверьте его исправность. Механический тонометр и стетоскоп являются всемирным золотым стандартом в виду их высокой надежности и точности. Автоматический (электронный) прибор нежелательно использовать у детей из-за возможных погрешностей.

Алгоритм измерения давления у детей:

  • подберите оптимальный размер манжеты исходя из того, что надувной баллон должен полностью охватывать руку. Ширина составляет не менее 40% окружности плеча. Не используйте манжеты, которые покрывают поверхность локтевой ямки, не затягивайте слишком плотно (между баллоном и кожей должен свободно проходить палец);
  • успокойте ребенка, после чего переходите непосредственно к измерению;
  • убедитесь, что рука свободна от одежды (закатывание рукава нежелательно, таким образом пережимаются сосуды);
  • посадите ребенка, руку положите на стол или другую опору, чтобы конечность не была напряжена, находилась на уровне сердца;
  • наложите манжету таким образом, чтобы она занимала среднюю треть плеча, ее нижняя граница должна находиться на 2.5 см выше локтевой ямки;
  • определите давление в манжетке, путем пальпирования лучевой артерии указательным и средним пальцами свободной руки одновременно с нагнетанием воздуха в баллон. Когда пульсация исчезнет, запомните это давление на манометре и добавьте еще 30 мм.рт.ст.;
  • поместите мембрану стетоскопа непосредственно над плечевой артерией (приблизительно середина локтевой ямки);
  • спускайте давление в манжете медленно, приблизительно в течение 30 секунд;
  • запомните, на каком уровне вы услышали первые удары (минимум два последовательных). Это систолическое давление;
  • продолжайте выпускать воздух из манжеты, пока не перестанете слышать удары. Это диастолическое давление;
  • спустите манжету полностью и запишите показатели. Через 2 минуты перемеряйте АД на другой руке.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Автоматические тонометры чаще всего используются у детей до года.

У малышей также можно измерять АД на нижних конечностях (бедро), при этом систолическое давление будет выше, чем на руках. Этот подход полезен для выявления некоторых пороков сердца (коарктация аорты).

Здесь пойдет речь о тонах Короткова, на которые следует ориентироваться при измерении:

  • тон 1. Появление четкого звука в стетоскопе, который коррелирует с систолическим давлением;
  • тон 2. Следует за первым, но не имеет диагностической ценности, этот звук тише и мягче;
  • тон 3. Звук начинает постепенно нарастать, клинически не значим;
  • тон 4. Звук становится приглушенным и исчезает. Это диастолическое давление.

При измерении АД по методу Короткова (механический тонометр) могут наблюдаться погрешности при неправильно подобранной манжетке. Так, если она больше должной, АД оказывается ложно заниженным. Если манжетка узкая, давление будет завышенным.

Могут выслушиваться звуковые артефакты, если при измерении ребенок двигается или плачет.

Где норма?

Нормой артериального давления у взрослых принято считать значение 120/80 мм рт. ст. Но разве может этот показатель быть фиксированным, если живой организм, коим является человек, все время должен приспосабливаться к различным условиям существования? Да и люди все разные, поэтому в разумных пределах кровяное давление все-таки отклоняется.

Особые указания

  • Плохое самочувствие, стрессовые ситуации, тошнота и другие виды недомогания влияют на параметры артериального давления. Для контроля за работой сердечно-сосудистой системы следует выбирать время, когда ребенок хорошо себя чувствует.
  • При измерении АД в положении сидя высота стола должна соответствовать росту ребенка и создавать условия для того, чтобы центр манжеты был на уровне сердца. Спина должна быть откинута на спинку стула. Все мышца расслаблены.
  • В процессе измерения не следует разговаривать с ребенком, он должен сидеть спокойно в расслабленном состоянии. При выполнении манипуляции малышам лучше оставить надетую манжету на 10 минут, после чего провести контроль за показателями.
  • Измерение в положении лежа также требует определенного расположения манжеты: на уровне середины грудной клетки. Для создания необходимой высоты можно подложить одеяло или свернутую пеленку.
  • Стесняющая одежда должна быть снята, при закатывании рукава происходит пережатие сосудов, что влечет искажение результатов. Поверх одежды накладывать манжету нельзя.
  • Спускать вентиль следует медленно, при быстром измерении возможна погрешность из-за пропуска удара сердца, идеальной скоростью считается 3 мм рт. ст. в секунду.

Выполнив все требования к правильному измерению артериального давления у детей, можно гарантировать то, что любой сдвиг в работе ССС будет вовремя замечен. При ранней диагностике отклонений и выполнении всех предписаний врача исход благоприятный (выздоровление).

Цель:
диагностическая, оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.

Показания:
нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем, контроль состояния по назначению врача.

Противопоказания:
нет.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Возможные проблемы:
беспокойство ребенка, чувство страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности:
не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента:
успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Тонометр
  • Фонендоскоп
  • Ручка
  • Температурный лист или лист наблюдения

Последовательность действий медсестры:

  1. Вымойте руки.
  2. Удобно усадите или уложите ребёнка.
  3. Уложите руку ребёнка в расслабленном состоянии на опору (стол, кровать) ладонью кверху.
  4. Наложите манжетку на обнажённое плечо на 2 см выше локтевого сгиба так, чтобы между нею и поверхностью плеча мог пройти указательный палец.
  5. Поставьте фонендоскоп на область локтевой ямки в месте прохождения артерии.
  6. Закройте вентиль на груше и накачивайте воздух в манжетку, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови.
  7. Откройте вентиль и постепенно выпустите воздух из манжетки.
  8. Заметьте цифру на шкале в момент появления первого звукового тона, что соответствует величине систолического (максимального) давления
  9. Продолжайте выпускать воздух из манжетки, заметив цифру на шкале в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического (минимального) давления.
  10. Запишите показания в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое)

Примечание:

  1. Для определения АД аускультативным методом используют возрастные манжетки: ширина её должна составлять половину окружности плеча ребёнка. При отсутствии их используют стандартную манжету шириной 13 см, но с обязательной коррекцией величины АД по специальной таблице.
  2. АД рекомендуется измерять в одни и те же часы, после 10-15- минутного отдыха на правой руке (первый раз на обеих руках) трёхкратно с интервалом в 3 минуты, каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки.
  3. Предпочтительнее располагать манжетку на уровне сердца.
  4. Иногда у детей раннего возраста измеряют АД пальпаторным методом,
    который определяет только систолическое давление по моменту появления пульса на артерии при выпускании воздуха из манжеты (величина систолического давления при этом на5-10 мм.рт.ст. ниже величин, получаемых аускультативным методом).
  5. Ориентировочный уровень максимального АД:

у детей первого года жизни 70 п,
п – месяц жизни;

у детей более старшего возраста: 80 2П, гдеП – год жизни

(допустимые колебания 15)

Минимальное АД составляет 2/3 – 1/2 максимального.

  1. АД следует измерять и на ногах. Манжета должна захватывать примерно 2/3 бедра:

ребёнка укладывают на живот, манжету накладывают на среднюю треть бедра, на 3 см

Алгоритм измерения артериального давления у детей

выше надколенника, фонендоскоп ставят на подколенную ямку (место расположения подколенной артерии).

Показатели АД на верхних конечностях примерно на 10 мм ниже, чем на нижних.

  1. В процессе измерения АД у детей дошкольного и школьного возраста не следует называть, а тем более комментировать величины АД, т.к. это может стать причиной тягостных переживаний пациента.

Манипуляция № 16

Использование кувеза для ухода за недоношенным новорождённым

Цель:
сохранение жизни, выхаживание недоношенного новорождённого

Показания:
незрелость органов и систем ребёнка, тяжёлое состояние.

Противопоказания
: нет.

Строгое соблюдение правил работы кувеза,

Постоянное наблюдение за состоянием ребёнка

Ребёнка следует немедленно извлечь из кувеза, если прозвучал сигнал отключения электропитания.

Нельзя устанавливать кувез вблизи источников отопления и необходимо ограждать его от воздействия солнечных лучей во избежание перегрева ребёнка

В помещении, где находится кувез, нельзя, пользоваться источниками открытого огня, т к. может быть повышение концентрации кислорода в воздухе.

Нельзя прикасаться руками, запачканными любым жиром (маслом, вазелином и др.) к дозиметру кислорода, редуктору, кислородному баллону

Медперсонал не имеет права своими силами устранять какие-либо неисправности в работе кувеза.

Основные правила работы:

  1. Право на работу имеет только специально подготовленный персонал, прошедший необходимую теоретическую и практическую подготовку.
  2. Приступать к эксплуатации кувеза можно лишь при полной гарантии его технической исправности и стерильности.
  3. Мед. персонал осуществляет непрерывный контроль и регуляцию температуры и влажности воздуха, концентрации кислорода, следит за поведением и общим состоянием младенца, осуществляет уход, кормление ребёнка, выполняет лечебные процедуры, не изменяя при этом параметры микроклимата в кувезе.
  4. Концентрация кислорода в кувезе поддерживается на уровне 30-40% (Более высокая концентрация кислорода может вызвать развитие необратимой слепоты из-за поражения сетчатки глаз)
  5. Относительная влажность воздуха в первые сутки 90 – 100%, далее снижается до 60-65%.
  6. Температура воздуха регулируется с учётом температуры тела новорождённого (оптимальным температурным режимом является режим, при котором удаётся поддерживать температуру тела в пределах 36,5 — 37ْ С и исключать перегревание и переохлаждение ребёнка).
  7. Кувез следует дезинфицировать каждые 3-4 дня, переводя при этом ребёнка в другой кувез.
  8. После дезинфекции кувез проветривают непрерывной принудительной вентиляцией в течение 16-24 часов.
  9. Длительность пребывания недоношенного ребёнка в кувезе определяется его состоянием, функционированием различных органов и систем, но обычно не превышает 5-6 дней.

Манипуляция № 17

Дородовый патронаж

Участковая медсестра детской поликлиники посещает в течение беременности здоровую женщину 2 раза, при неблагоприятном течении беременности, при наличии у неё соматических заболеваний или неблагополучных бытовых условий –3 раза

Первый дородовый патронаж
(сразу после постановки беременной на учёт в женской консультации).

Цель:
сбор информации о состоянии здоровья беременной женщины и членов её семьи и условиях ее труда и быта.

Показания:
дородовый патронаж осуществляетсявсех беременных, вставших на учёт в женской консультации.

Противопоказания:
нет.

Возможные проблемы:
отсутствие информации о важности дородового патронажа.

Подготовка пациентки:
установление психологического контакта с беременной

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Карта дородового патронажа

1. Получив сведения о появлении беременной на своём педиатрическом участке, посетите её по месту жительства.

  1. Представьтесь, познакомьтесь с беременной женщиной, постарайтесь наладить с ней психологический контакт.
  2. Соберите информацию о семейном положении беременной женщины, состоянии здоровья её и будущего отца, родственников с обеих сторон (наличие или отсутствие у них хронических соматических, психических и наследственных заболеваний), условиях жизни и труда (профессиональные вредности) беременной женщины, психологическом климате в семье, наличии возможных вредных привычек у будущих родителей.
  3. Соберите информацию о количестве, протекании и исходе предыдущих беременностей (если они были): предшествующие выкидыши, аборты, рождение детей. Состояние здоровья у имеющихся детей. Течение настоящей беременности: наличие токсикоза, перенесенных заболеваний во время данной беременности. Выявите факторы риска.
  4. Дайте советы по организации режима дня, рационального питания, необходимости достаточного пребывания на свежем воздухе, полноценного ночного сна, профилактике инфекционных заболеваний.

Второй дородовый патронаж
.

Цель:
подготовить беременную женщину к рождению ребенка, к кормлению грудью и уходу за ребенком.

Показания:
начало дородового отпуска (32-34 недели беременности).

Возможные проблемы:
отсутствие беременной женщины дома на момент проведения патронажа, негативное отношение к проведению патронажа.

Подготовка пациентки:
психологическая подготовка беременной к рождению будущего ребёнка

Оснащение:

  1. Соберите информацию о течении беременности за время, прошедшее после первого дородового патронажа: наличии тяжелых токсикозов, перенесенных заболеваниях, выполнении назначений врача (соблюдение режима жизни, характера питания).
  2. Соберите информацию о, психологическом климате в семье, подготовке к рождению ребенка.
  3. Обучите будущую маму уходу за молочными железами, подготовке к лактации, профилактике мастита, организации уголка для новорожденного ребенка.
  4. Пригласите будущую маму в «Комнату здорового ребенка» для занятий в «Школе молодой матери».
  5. Дайте советы по организации режима жизни, рационального питания, правильного выбора одежды и обуви.
  6. Заполните «Карту дородового патронажа».
  7. Проведите беседу с родственниками о значении психологического климата в семье.

Алгоритм измерения давления у детей (в отличие от взрослых)

Метод измерения

К сожалению, проблемы с высоким кровяным давлением не обходят педиатрическую популяцию – до 50% тучных мальчиков и девочек имеют гипертонию, и сталкиваются с серьезными осложнениями в будущем. Поэтому контроль показателей не должен игнорироваться.

При рождении значения АД составляют в среднем 70/50, и постепенно увеличиваются. Идеальное давление у младенцев – 80/45, у более крупных детей – 110/70.

С увеличением возраста возрастает АД, его оптимальные показатели зависят не только от возраста и пола, но и от роста.

Однако, часто встречается синдром белого халата, часто проявляющийся высоким давлением в присутствии врача. Поэтому целесообразно, в случае сомнений, повторно измерить давление малыша дома, в состоянии покоя, причем повторить измерение несколько раз.

Высокое АД составляет более 120/80. Низкие значения – это, как правило, показатели ниже 105/60, но это очень индивидуально.

Основные ошибки при измерении

Где норма?

На колебания артериального давления все равно будут влиять такие факторы, как возраст, физическая нагрузка, психоэмоциональная обстановка, климатические и погодные условия. Артериальная гипертензия (АГ), может быть, и не постигла бы гипертоника, если бы он жил в другой стране. Иначе как понимать тот факт, что на черном африканском континенте среди коренного населения АГ можно встретить лишь изредка, а негры в США страдают ею повально? Получается, что только от расы не зависит АД.

С возрастом артериальное давление также чуть-чуть поднимается. Связано это с изменением сосудов, которые что-то да откладывают на своих стенках. У практически здоровых людей отложения совсем невелики, поэтому и давление повысится на 10-15 мм рт. столба.

Если значения АД перешагнут рубеж 140/90 мм рт. ст., будут стойко держаться на этой цифре, а иногда еще и вверх двигаться, такому человеку будет поставлен диагноз артериальной гипертензии соответствующей степени в зависимости от значений давления. Следовательно, для взрослых людей нет нормы артериального давления по возрастам, есть лишь небольшая скидка на возраст. А вот у детей все немного по-другому.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Важно. Электронный тонометр более чувствителен, поэтому на момент измерения следует сохранять спокойствие. При измерении артериального давления у малышей можно фиксировать руку
.

Профилактика нарушений АД

Для профилактики нарушений АД в педиатрической популяции и предотвращения проблем, связанных с гипертонией, в будущем важно соблюдать некоторые основные правила:

  • снижение избыточного веса. Вес тела взаимосвязан со значениями АД, и является одним из основных факторов, определяющих гипертензию. У тучных детей давление часто повышенное, следовательно, регистрируется более высокая частота гипертонии;
  • сокращение потребления соли. Большинство исследований показали благоприятный эффект снижения потребления соли при снижении АД. Поэтому рекомендуется снизить потребление натрия в возрасте 4–8 лет до 1,2 г/сутки (т. е. 3 г соли/день), в возрасте старше 8 лет – до 1,5 г/сутки (т. е. 3,7 г соли/день);
  • движение, физическая деятельность. Повышенная физическая активность и, следовательно, физическая работоспособность связаны с показателями давления как у взрослых, так и у педиатрических популяций. Это означает, что при улучшении физической формы наблюдается снижение АД. Рекомендуется быстрая ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание, по крайней мере, 3 раза в неделю в течение 45 минут.

Заключение

Необходимость замера артериального давления у детей широкой возрастной группы возникает при различных обстоятельствах, как с целью определения эффективности пройденной терапии, так и во время профилактических осмотров в медицинских учреждениях.

Для того чтобы показания тонометра были действительно корректными, необходимо не только соблюдать правила измерительной процедуры, а и использовать только те тонометры, которые подходят для детей, а также не забывать правильно подбирать манжету.

Артериальная гипертензия встречается примерно у 1% детей, т. е. у каждого 100-го маленького человека. Наиболее распространенной причиной являются различные формы вторичной гипертензии (у 60–80% – заболевание почек), но у подростков первичная гипертензия преобладает над вторичной формой болезни. Как правило, чем младше возраст и тяжелее гипертензия, тем более вероятной является вторичная форма.

Если алгоритм измерения артериального давления при помощи механического тонометра выучить довольно сложно, смело стоит остановиться на приобретении тонометра автоматического или полуавтоматического типа.

Они всегда будут выступать в качестве устройств, способных на высоком уровне обеспечить измерение артериального давления. Алгоритм действий при их применении очень прост, а получаемые результаты высокодостоверны и информативны.

Физиологические основы измерения АД

Долгое время люди не могли измерить давление косвенными методами, так как было популярно и проводилось прямое измерение артериального давления. Алгоритм действия при этом состоял в следующем: в сосуд вводили специальную канюлю, которая сообщалась с манометром. Пульсация крови и давление напрямую через трубки передавались к прибору.

Алгоритм измерения артериального давления у детей

Безусловно, данный метод позволяет точно и достоверно измерить артериальное давление, однако он сопряжен со значительным недостатком – необходимостью прокола сосуда и введения в него инородного тела. Поэтому косвенные методы получили большую популярность, а технический прогресс позволил создать тонометры (аппараты для измерения артериального давления), которые ничуть не уступают в точности прямым методам.

Теоретической основой косвенных методов измерения артериального давления является следующий принцип. При нагнетании в манжетку тонометра воздуха (при условии, что давление в манжетке выше, чем систолическое артериальное давление в сосуде) происходит сдавливание последних. В результате более высокого давления в манжетке кровь через сосуды не проходит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
База знаний
Adblock
detector